Fuji X-E1 издалека путают с какой-нибудь старой дальномерной камерой, начиная уважительно причмокивать, едва завидев, но в компактном металлическом корпусе спрятана суперсовременная начинка.
📱 🚀 Перестаньте бесцельно прожигать жизнь! Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу @lospopadosos, чтобы узнавать последние новости о мобильных гаджетах. Потому что кому нужно реальное общение с людьми, когда вы можете наслаждаться чудесами технологий? 😎 💥 👇
top-mob.com Telegram
Эргономика
Дизайн — это первое что бросается в глаза. Фуджифильм решили рискнуть, предложив оригинальную эргономику, непохожую на все остальные цифровые камеры, и не прогадали. Подобное решение — как глоток свежего воздуха, так надоели эти цифровые меню. В FujifilmХ-Е1 меню, конечно, тоже имеется, но заходить вы туда будете очень редко, так как всё самое основное управляется механическими колёсиками, при этом нет ничего лишнего, что мешалось бы.
Внимание привлекают колёса выдержки и коррекции экспозиции, и это действительно удобно. Режим A при этом означает авто, а не приоритет диафрагмы. То есть, в A выдержка выбирается автоматически, при любом другом положении — как написано. T — это режим длинных выдержек, больше 1/4 сек, сама выдержка в Т выбирается стрелками влево-вправо вплоть до 30 сек. B — режим ручного управления затвором, время экспозиции до 1 часа, но работает этот режим только когда на объективе выставлено значение диафрагмы вместо A, иначе B повторяет Т с выдержкой 30 сек.
Колесо коррекции экспозиции удобно крутить, не отрывая глаза от видоискателя, однако его можно случайно крутануть, пока достаёте камеру. Благо, у всех колёсиков и рычажков упругий, но понятный ход, так что случайно что-то переключить очень сложно.
На объективах также есть переключатель автоматического режима, и в зависимости от комбинации этих рычажков на камере и на объективе, вы получаете стандартные режимы фотокамеры — P,S,A,M, о чём свидетельствует индикация на экране большой буквой на красном фоне, чтобы вы ничего не перепутали.
Кстати, по поводу индикации, на X-E1 есть дисплей неплохого качества и цифровой глазок. Плюс цифрового глазка в том, что на OLED-дисплее высокого разрешения вы увидите именно то, что получится на фотографии, это вам не зеркалка, где постоянно приходится смотреть на результат после того, как сделали кадр. На беззеркальной Fujifilm вы результат видите до того, как нажали кнопку. При нажатии на спуск до середины диафрагма закрывается до нужного значения, которое будет использовано, выставляется ИСО, применяется коррекция экспозиции и баланс белого, именно поэтому вы точно будете знать, что у вас выйдет. Именно поэтому колесо коррекции экспозиции здесь такое полезное. Несмотря на то, что с автоматической экспозицией у Х-Е1 проблем нет, иногда бывает сложное освещение, и вы можете регулировать экспозицию, не отрывая глаза от окуляра. Окуляр, между прочим, с регулировкой диоптриев.
Ещё имеется сенсор, автоматически переключающий изображение с основного дисплея на глазок, настраивается кнопкой VIEW MODE, всего три режима: только основной дисплей, только глазок, решает сенсор. При этом с помощью DISP BACK выбирается один из нескольких режимов отображения информации на экране, есть вариант с гироскопом, чтобы у вас не было заваленного горизонта на пейзажном фото. Можно создать свой вариант вывода информации через меню, чтобы на экране не было ничего лишнего, убрав шкалу экспозиции, гироскоп, гистограмму и прочее.
Интересно, что подержав несколько секунд DISP BACK, камера переходит в шпионский режим — отключаются все звуки, вспышка и подсветка автофокуса. То есть, если у вас почему-то не работает вспышка, проверьте, не находитесь ли вы в этом режиме — подержите DISP BACK ещё раз.
Вообще, автоматика на X-E1 работает настолько хорошо, что не возникает желания вообще что-то подкручивать.
Во время просмотра фотографий маленькое чёрное колёсико позволяет нажатием максимально увеличить кадр, а крутя его, вы листаете кадры, не меняя позиции увеличенной области — очень удобно при выборе самой резкой фотографии из серии, такое есть на Nikon D750 и других камерах высокого уровня, на бюджетных камерах такая удобная функция обычно отсутствует. Однако, увеличив картинку, кнопка удаления не работает, что расстраивает.
На Fujifilm X-E1 есть две программируемые кнопки — Fn и стрелка вниз. Программируются они очень легко — надо подержать пару секунд кнопку Fn. После выбора для Fn появится меню, где есть vSelector — это как раз выбор функции для стрелки вниз. Лично я на Fn назначил баланс белого, а на стрелку — выбор ISO.
Из минусов, пожалуй, только неудобное расположение карты памяти. Карта формата SD, рекомендую купить максимально быструю, хотя бы 10 класса.
Ещё стоит отметить кнопку Q. Это не тихий режим, как многие думают, а быстрый доступ к основным параметрам (Quick). Кроме того, эти основные параметры можно сохранять в пользовательских настройках C1-C7, только не забудьте где у вас что, так как переименовать эти банки нельзя. Тренируйте память!
Качество изображения
Fujifilm в X-E1 используют сенсор собственной разработки (16 мегапикселей), он уникальный по своей конструкции и не имеет оптического низкочастотного фильтра, размывающего изображение (прям как на Nikon D800E). Это благоприятно сказывается на резкости кадра. Если фото у вас нерезкие, значит вы что-то не то делаете, камера тут точно ни при чём.
Кроп-фактор сенсора около 1,5, если это кому-то важно, так что по размерам он почти как DX-формат Никон. Фуджи говорят, что особенности сенсора позволяют получить не только исключительно резкое изображение, но и снизить шумы на высоких ИСО, и это не пустые слова.
Шумов почти не видно даже на ISO 6400, поэтому я смело выставляю режим AUTO (6400) и забываю про это. Вот что выходит на 6400:
АвтоИСО здесь подстраивается под фокусное расстояние и умеет определять наличие стабилизатора в объективе. Хоть настроек никаких нет, всё само работает как надо.
Кроме этого, у Fujifim X-E1 довольно своеобразная цветопередача. Ярких и сочных цветов, как на Никонах вы здесь не получите, зато портреты получаются просто отлично. Даже если в настройках выкрутить цвет на максимум, получаются какие-то неестественные результаты в холодных тонах. В настройках баланса белого можно сделать сдвиг по двум осям цветов, но сколько я ни крутил, нормального результата не получилось. Меньше всего мне нравятся оттенки синего, небо выходит какое-то очень странное в ясную погоду, но это дело вкуса:
Гораздо лучше получаются портреты, если ничего не выкручивать. Кожа получается естественных оттенков без красноты и прочих сюрпризов, это фото без какой-либо обработки вообще, всё в автоматическом режиме:
Конечно, серьёзные портреты вы без обработки делать не будете, уж хотя бы тонирование сделать придётся, но для повседневного фото и семейных портретов — самое то. На Никон для этих целей я использую режим Picture Control — Neutral, но там цвета совсем блеклые выходят и надо подкручивать. На Кэнон придётся химичить с Picture Style. А на Fujifilm всё работает как надо прямо из коробки.
Если вы не гонитесь за цветастой картинкой в пейзажах, то оцените ещё одну фишку — Dynamic Range, это аналог ADR на Никон, который помогает вытянуть тени и не пересветить яркие области в кадре. В режиме AUTO тени выходят неожиданно хорошо и естественно:
Автофокус
Автофокус в Fuji X-E1 своеобразный из-за особенностей беззеркальной системы. Конечно, по сравнению с зеркальными камерами X-E1 вас ничем не удивит и может показаться медлительной, но если сравнивать с одноклассниками, то Fujifilm очень быстро фокусируется, даже непривычно быстро для такого рода камер. Причём, не только быстро, но и точно.
Есть три режима автофокуса: покадровый, непрерывный и ручной. Переключаются режимы рычажком рядом с объективом.
Вы будете пользоваться либо покадровым, либо ручным. Ручной актуален для макро и очень удачно реализован — при нажатии на маленькое колёсико после выбора зоны фокусировки вы видите увеличенную область картинки в реальном времени, при этом камера выкручивает резкость на максимум, чтобы понятней было, где резко, а где нет. Поворачивая колесо, можно ещё сильнее увечить изображение, для макрушников самое то. Во всех остальных случаях — покадрового режима вам хватит за глаза.
Непрерывный режим совершенно непригоден для фото. В режиме C камера почему-то постоянно фокусируется, даже если ничего не трогать. Возможно, это удобно для видео, но точно не для фото. Более того, если кнопку спуска нажать до середины, камера перестаёт фокусироваться, что сбивает с толку и к этому сложно привыкнуть. Но даже если вы привыкли к такому поведению, в непрерывном режиме всё равно нет никакого смысла, так как во время серии камера не то чтобы не следит за объектом, но даже не поправляет экспозицию. То есть, помимо непрерывного автофокуса режим серийной съёмки также бесполезен. При этом при просмотре серии выводится первый кадр, а остальное показывается анимацией в углу маленькой картинкой, посмотреть кадры серии по отдельности на камере нельзя. Именуются они зачем-то тоже по-другому. Можно было бы предположить, что это тоже для видео, но в буфер помещается всего чуть больше десятка кадров.
Зона автофокуса может быть динамической, либо фиксированной в покадровом режиме, это настраивается через меню, либо в быстрых настройках Q. Я выбираю динамическую зону, площать фокусировки при этом большая, и камера почти всегда прекрасно фокусируется. В режиме непрерывной фокусировки зону автофокуса выбрать нельзя, камера фокусируется только по точке в центре.
Вспышка
Хорошо, что она есть. Однако, вспышка маленькая, слабенькая и нет режима FP-синхронизации. Конструкция позволяет направить вспышку вверх, придерживая рукой, но толку от этого мало, так как мощности не хватает, чтобы что-либо сфотографировать с отражением, как это делается с внешней вспышкой. Это может сработать разве что в совсем маленьких помещениях.
Вместе с тем, у встроенной вспышки есть командный режим, то есть она может удалённо управлять другими вспышками. Этот режим также можно использовать, если вы поджигаете какую-нибудь универсальную вспышку в ручном режиме, как YN-560III, но при этом не хотите, чтобы вспышка на камере сама делала вклад в освещение кадра. С точки зрения портретов X-E1 ничем не уступает большим камерам.
Прочее
Из остальных особенностей на камере есть кнопка MACRO, она позволяет объективу ближе фокусироваться. Макро можно отключить, тогда диапазон фокусировки сократится и камера будет фокусироваться немного быстрее. Это работает не на всех объективах, но на 18-55 точно работает.
Fujifilm Х-Е1 — довольно прожорливая камера из-за своих электронных дисплеев, без которых вы ничего не сфотографируете, поэтому батарейки хватает кадров на 400. Работу можно немного продлить, если пользоваться окуляром вместо основного дисплея.
X-E1 делает неплохие JPEG, поэтому время я попусту не трачу и в RAW не снимаю.
Кому-то может быть интересна эмуляция разных плёнок, хотя, мне показалось, что эмуляция слабовата и на плёнки совсем не похоже. Разве что режим Sepia неплох для любителей чёрно-белой фотографии.
Очень понравился режим панорамы. Камера предлагает в этом режиме провести слева направо и вполне пристойно сшивает:
В галерее вариант в высоком разрешении.
Желательно снимать панорамы со штатива, чтобы было ровно. Я не советую снимать панорамы на коротком фокусном расстоянии, так как будут искажения, похожие на рыбий глаз. Такие искривлённые панорамы обычно делают на телефон, где фокусное расстояние зафиксировано. Старайтесь снимать хотя бы от 50мм.
К сожалению, X-E1 позволяет снять только горизонтально и только в один ряд. Но никто не мешает вам сделать и вертикальную панораму, повернув камеру ;)
Легко видеть, что X-E1 немного запуталась в листве, но в целом неплохо, учитывая, весь процесс занял меньше минуты.
Хоть, X-E1 и не исправляет автоматически дисторсию и хроматические аберрации, в этом нет острой необходимости, так как объективы Fujinon достаточно качественные, чтобы не беспокоить вас подобными искажениями. В крайнем случае, это легко исправляется на компьютере.
Объективы
Фуджи использует своё собственное крепление — X-mount. Это значит, что для X-E1 подойдут только объективы Fujifilm, ещё на них написано Fujinon. Существуют фирменные адаптеры для Leica и Zeiss, но в этом нет никакой необходимости.
XF35mm F1.4 — самый лучший и самый резкий объектив, его одного достаточно для шедевров.
XF18-55mm OIS — универсальный вариант для тех, кто любит разнообразие.
XF60mm Macro — пока единственный вариант для макро на Fujifilm
Итого
Я бы сказал, что Fujifilm X-E1 — камера для души. Она располагает к спокойному фотографированию и не мешает вам заниматься любимым делом. Возможно поэтому профи на отдыхе можно часто видеть с такой камерой. X-E1 не занимает много места, тактильные ощущения на высоте и дизайн в ретро-стиле. В качестве основной камеры вряд ли подойдёт, также как и для начинающих, но в роли второй или третьей камеры — в самый раз.
Фотографии, сделанные на Fujifilm X-E1 можно посмотреть в галерее: http://lospopadosos.com/archive/fujifilm/
На данный момент доступна новая версия- X-E2, брать надо её.