Советские времена давно прошли, перестройка закончилась, все утихло и многое забылось. Политики и ораторы кричат во всю глотку, как было тогда хорошо или плохо, как много или мало мы зарабатывали и как паскудно или замечательно нам жилось. Я не успел вдохнуть на полную грудь дух того времени, но одно я знаю точно — советская фототехника достойна уважения.
📱 🚀 Перестаньте бесцельно прожигать жизнь! Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу @lospopadosos, чтобы узнавать последние новости о мобильных гаджетах. Потому что кому нужно реальное общение с людьми, когда вы можете наслаждаться чудесами технологий? 😎 💥 👇
top-mob.com Telegram
Естественно, наследие былых времён перешло к нам, кому-то достался кукиш, кто-то оттяпал себе заводик, а кто-то парочку замечательных советских объективов, о которых сейчас и пойдет речь.
Я оказался среди третьих. У меня отец и дед когда-то сильно увлекались фотографией, дед проработал фотожурналистом лет сорок, а отец сделал мне тучу детских портретов за что я ему очень благодарен. Как результат за многие годы у них накопилось предостаточно всякого «фотобарахла», хоть музей открывай. Наверняка и у вас в закромах где-то валяется старенький «Зенит» с каким-нибудь светосильным портретником ;)
Конечно, вряд ли кто-то сейчас захочет париться с плёнкой, хотя я знаю прилично таких умельцев которые ни в какую не признают цифру, фотографируют только на плёнку. Ну и ладно, пусть эти фотографы-теоретики и дальше продолжают делать 36 снимков в год, а мы поговорим как использовать советские объективы на новых цифровых зеркалках.
Для начала, объектив — это устройство, которое проецирует изображение на плоскость. Не важно, будь то плёнка или матрица. Линза, грубо говоря, кусок стекла, ну или пластмассы, который запихнули в коробку :)
Поэтому вам особо не важно, был ли этот объектив сделан 30 лет назад или его выпустили вчера, важно как его прицепить на тушку (фотоаппарат) и стоит ли игра свеч.
1. Ручные настройки
Естественно, если вы хотите использовать советские объективы, вам придется все делать руками. Для кого-то это не проблема, для кого-то это будет довольно сложно, особенно по началу, пока вы не привыкните. Если вы готовы мириться с отсутствием автофокуса, выставлять самостоятельно экспозицию и диафрагму, то можете до конца прочитать эту статью и, возможно, она вам может.
Приготовьтесь что вы не сможете фотографировать спортивные события или какие-то движущие предметы, но для статической, постановочной портретной фотографии самое оно.
2. Переходное кольцо
Загвоздка состоит в том, что все производители используют разные механизмы крепления объектива к фотоаппарату. К примеру, Никон уже 50 лет использует одно и то же байонетное соединение и вы легко можете одеть на новы фотик объектив, который был выпущен 50 лет назад и он все так же замечательно будет работать! У Кенона другой байонет, который, к тому же, закрывается в противоположную сторону (вечно у него все не в ту сторону ;) ). У Зенита чаще всего встречается резьбовое соединение, с разным диаметром резьбы, выглядит оно примерно так:
Это Гелиос 44М-4 и чтобы привинтить его на мой Никон нужен вот такой переходник с резьбой M42:
Для Кенона нужен свой переходник, для Сони свой, ну и так далее. Главное — точно знать какой переходник вам нужен. Купить такой переходник можно в интернете (цены варьируются от 10-30$), ну либо пойти к токарю дяде Васе, который вам выточит его за бутылку кефира.
Дальше все просто, привинчиваем переходник к объективу, фиксируем (на переходнике есть отверстия для фиксации) и вуаля — пользуемся.
3. Потеря «бесконечности»
Как всегда есть какая-то пакость которая все портит. В данном случае это потеря «бесконечности». Бесконечность теряется не всегда, но будьте к этому готовы. Потеря бесконечности сулит вам тем, что вы не сможете сфокусироваться на объекте, который находится от вас на расстоянии больше чем 5 метров (зачастую). Потеря бесконечности зависит от качества переходника, зачастую, покупая переходник, вы играете в лотерею… Из-за потери бесконечности вы не сможете сделать портрет в полный рост, но это вам ни коим образом не помешает фотографировать портреты в половину роста.
4. Цена
Огромнейшее преимущество старых объективов — цена. На барахолке можно купить какой-то крутой советский объектив от 0-100$, пойдите купите какой-нибудь современный никон за такие деньги ;)
5. Качество
Я уже говорил, качество советских объективов превосходно!
Но всё же есть некоторые моменты, они свойственны для каждого объектива индивидуально. К примеру, вот мой Калейнар 5-н жутко не любит контровой свет, когда я фотографирую на 50mm f/1.4 у меня всё хорошо с контровым светом, но вот у калейнара проблема — обычный дневной свет делает весь кадр в синей дымке.
6. Где купить?
В нынешнее время достать советскую технику очень просто. Нужно полазать по фотофорумам или фотобарахолкам в интернете, там вы обязательно найдете для себя что-то подходящее. Ещё есть верный способ — пойти на какую-то барахолку и посмотреть там, иногда можно купить уникальные советские объективы и почти задаром. К примеру, можно купить себе вот такую фото-базуку:
Ещё есть одна хорошая новость, те у кого завалялся 18й или 19й «Киев» (ещё одна марка зеркальных камер в советское время) могут запросто снять свой объектив со старого доброго КИЕВА и тут же его прицепить на новую камеру Никон, байонет там идентичный. Вот к примеру фотки на один из таких объективов с никон-киевским байонетом КАЛЕЙНАР 5-Н
Как видите, по качеству объективы легко могут посоревноваться с любыми конкурентами нынешнего времени. Так что, если у вас валяется без дела какой-то советский объектив, и вам не лень работать с ручными настройками, вы всегда можете попробовать, а вдруг вам понравится ;)
Советские объективы с никоновским байонетом:
МС Мир-20Н 20 3,5
МС Мир-24Н 35 2
МС Волна-8Н 50 1,2
МС Гелиос-81Н 50 2
МС Калейнар-5Н 100 2,8
Телеар-Н 200 3,5
МС Янтарь-14Н 28 — 85 2,8 — 3,5
МС Гранит-11Н 80 — 200 4,5
МС Яшма-4Н 300 2.8